Страницы

Сейдозеро день первый и единственный

Сэйдозеро. День первый и единственный.

Мысли об этой экспедиции уже давно проговаривались вслух. Казалось, через полгода, это так далеко, мы ведь даже не строим планы на послезавтра. Но, как водится, всё случается в своё, наилучшее время. Всё будет так, как будет.

Но вот назначен день и час. И собралась группа. Обычные люди, готовые оставить уют дома, срочные и не очень дела, всё отодвинуть и отправиться в необычайное путешествие, может быть, самую длительную поездку, которая случалась с ними. Две тысячи километров, и перед глазами пролетит каждый метр этого пути. И это только в один конец. Наша цель – Сэйдозеро, русская Лапландия, Гиперборея, одно из красивейших мест Силы. И прекрасно, что это у нас, в России, дальше загадочной Карелии, за Полярным кругом, совсем недалеко от Белого моря.

И вот мы, все такие разные, собрались, чтобы самим увидеть и прикоснуться к этому чуду, открыть для себя что-то новое, почувствовать дыхание земли, получить знания и вернуться и ними. В таких поездках действует правило: «Пройти  не значит получить, получить  не значит выйти, выйти  не значит обрести».

Но пока мы этого не помним. А просто едем. И вот уже была последняя ночь, перед прибытием на место, последняя остановка. Всё-таки, это очень далеко. И очень хорошо, что это так далеко.

Останавливаемся в гостинице. Условия самые простые, но о цене не спорим. Надо разместиться, помыться, перекусить в спокойной обстановке и отоспаться. И вот уже почти всё сделали и собираемся на кухне, за чаем и разговорами. Все устали, но пока не до сна. За окном непривычно, всё-таки север, природа и ландшафт совершенно другие. Светит вечернее солнце и простой вопрос: «а вы знаете, сколько сейчас времени?», приводит всех в восторг. Два часа ночи! Мы заехали в край бесконечного дня! Бесконечного для нас, гостей этого места. Ночь тут мы не увидим.

Сборы и завтрак позади. Выходим на маршрут. Что там впереди? Никто из нас раньше тут не был. Ориентируемся по карте и рассказам прошлых экспедиций. Мы знаем точку на карте и приблизительное направление, но вот как всё окажется в реальности? Десять километров по прямой на карте, это ведь не много, любой скажет, кто ходил в походы. Хотя возраст и подготовка у всех разная, но настрой хороший, уверены, что дойдём. У нас есть направление, но тропинки с ним не согласны. Они, то сливаются в одну, то расходятся, то пропадают совсем, чтобы опять вынырнуть неподалёку. И чем дальше, тем всё труднее идти. И дело не в усталости, её пока не чувствуем. Просто попадаем в каменные озёра из настоящих глыб, таких больших, что чувствуешь к ним не страх, но уважение, за их массу, покой и силу. Рядом с ними особенно чувствуется хрупкость человеческого тела.

А ещё вступаем на остатки снега, и это в июле! Напоминание про Заполярье.

По дороге всё время натыкаемся на сэйды, каменные пирамидки с костями и без них, всякими ленточками, железками. Помня наставление Учителей, обходим всё стороной. Место пропитано шаманизмом. Всё это ещё вспомнится нам, но пока идём. Тропинка потерялась окончательно, уже накатывает усталость и всё труднее опять поднимать рюкзак после привала. Наше направление ведёт нас всё дальше в самые непроходимые места. Стараемся разгрузить менее подготовленных, наших отважных женщин. Берём на себя поклажу и проводим по самым опасным местам за руку.

Всё время кажется, что вот за этим пригорком откроется вид на озеро, но в очередной раз видим только камни и склоны гор. Как обманчиво расстояние по карте!

И давно уже нет чёткого строя. Мужчины ведут разведку направлений, предлагают пойти за ними и незаметно образуются три группы. Пробиваемся с трёх направлений. Уже не слышны шутки, экономятся силы. Приходит понимание серьёзности положения. И цель уже кажется очень далёкой и недостижимой. Идёт проверка на выносливость, на наше желание дойти. Намечается место и опять этот ритм, шаг, прыжок, ещё прыжок. Камень под ногой начинает качаться, но запас по движению есть и, оттолкнувшись, приземляешься на другой. Дойти, оставить рюкзак, вернуться помочь. Футболка уже совсем мокрая, и ступни становятся не своими, на камни ставятся скорее по мышечной памяти, как это всегда делается, не ощущая самого камня.

Видна долина, но озера так и нет. А впереди самый крутой спуск. Причём «крутой» обозначает сразу два понятия, не только по углу наклона. И опять шаг, прыжок, а здесь осторожно, сыпучка под ногами. Чувствую своё сердце, работает на пределе, с перегрузом. Не припомню такого даже на тренировках. И очень прошу его не останавливаться, мы выберемся.

Но всё когда-то кончается. Рюкзак сброшен внизу, а у ног горный ручей, необыкновенной чистоты и вкуса. Погружаю в него голову, приятная и долгожданная прохлада, пью из лодочки ладоней и просто, приникнув к ручью. Вот она, первая награда. Постепенно подтягиваются все, уставшие, не осознавшие ещё сделанного. Мы прошли через это! На изодранную обувь и руки будем смотреть потом, а сейчас мы внизу!

Устраиваемся на привал, не обращая внимание на вездесущую мошкару. Сквозь усталость ко всем приходит одна мысль, «обратно этим путём мы не выйдем!» Надо будет искать другую дорогу. Но это потом, сейчас мы ещё не на озере и даже не видели его.

Идём дальше. И даже нет сил радоваться появившейся тропинке. Но красоту места оценить способны. Как всё это не похоже на наши пейзажи средней полосы. И сколько здесь было людей до нас? Радует, что не так много. Тех людей, которые, не задумываясь, разбрасывают мусор, которые отдыхают в «одноразовых» местах.

А пока вокруг нас ожившее волшебство, мы едём тропинкой сказочной красоты. И какое это прекрасное состояние, уставшего тела и восторженной души! Как мы рады просто тропинке, мягкой земле. Это можно оценить, только пройдя через каменное испытание. Но, как оказалось, испытание не единственное. Впереди ещё две переправы через ручей, переход по целинным полям из мха и камней. Вот где действительно никого до нас не было. Бесконечное движение, потерянный счёт времени, оставленный за плечами порог человеческих сил и незаходящее солнце. Вы хотели этого? Добро пожаловать в сказку!

И вот, когда уже не падаем только потому, что облокачиваемся друг на друга, выходим к озеру. Радуемся, но без эмоций, нет сил, вернее есть ещё совсем немного, ровно столько, чтобы выбрать одну из трёх полян поблизости и поставить палатки. Ещё костёр, это обязательно. Это центр нашего лагеря, наш друг, ориентир, проводник. А ещё незримая работа Учителей, мы здесь гости и место надо подготовить на тонком, энергетическом плане. И это сейчас самое важное, хотя и не осознаётся нами, занятыми собиранием дров, установкой палаток, подготовкой ужина. У нас впереди несколько дней, но правильно надо сделать всё именно сейчас, в первые часы.

А ещё Учителя остаются на дежурство в первую ночь. Будем по привычке называть ночью время для сна, хотя глаза утверждают обратное.

Пробуждение принесло желание опять провалиться в сон, туда, где не болят мышцы и перемещаться в пространстве можно усилием мысли, а не ногами. Но делать нечего, мы сюда ехали не за тем, чтобы отсыпаться. Увидев первого вставшего, вернее, не твёрдо вставшего на ноги, Людмила Владимировна уползает в палатку. Остаётся только догадываться и восхищаться, как можно после всего пройденного ещё и отдежурить у костра.

Учусь заново ходить. Получается, но плохо. Выхожу на озеро, вот оно, совсем рядом, метров двадцать от лагеря. Тихо и красиво, скорее даже величественно. Поражает чистота, можно зачерпнуть ладонью и напиться. Неужели всего каких-нибудь сто-двести лет назад можно было пить из любого озера или реки. Как нам вернуть то время? Нет, не время, а состояние природы. Возможен ли ещё этот поворот?

Собираю дрова, с ними тут совсем плохо. Постепенно из палаток появляются ребята и девчонки, а ещё наши уважаемые пенсионеры, но только по паспорту, в душе такие же молодые и отважные, совершившие вчерашний невероятный переход.

Началось время для работы. Но об этом другой рассказ. Нас ждёт бесподобный по красоте и динамике переход к подножью Нинчурта, водопад у Куйвы, напряжённая работа с местом Силы, наработки, сонастройки. Слёзы отработок, пустых разговоров и не понимания ценности времени, проведённого у озера, маленьких и великих открытий, игра бубна и варгана, купания в озере, незабываемого дежурства у костра.

Вот и последний день. Он же и первый, если смотреть по солнцу. Как и собирались, обратно выходим другой дорогой. Причём начало этой дороги идёт по озеру, на лодке, договорились с лесником за умеренную плату. Делимся на две группы, больше пяти человек лодка не берёт.  И это первое цветное стёклышко мозаики, которое стало выкладывать место Силы с нами. Но мы об этом ещё не знаем и провожаем в плавание первую группу. Сами подметаем, вычищаем следы своего пребывания. Всё должно остаться как до нас и даже ещё лучше. Через минут сорок лодка с лесником возвращается.

Грузимся и отходим. Но восторг от необычности происходящего не долог. Короткая аритмия у мотора и он встаёт. Тихо ругаясь, лесник безуспешно дёргает шнур запуска. Такое с ним было только один раз, четыре года назад, и только тогда мотор завёлся, а с ним не было пассажиров. Бесконечно так продолжаться не может, и на вёслах подходим к ближайшему берегу, к приятелю лесника. Но и взятые на прокат инструменты не спасают положения. Мотор не подаёт признаков жизни. Делать нечего, идём на вёслах. Сначала на двух, но потом одно весло ломается, укрепляя нас в убеждении, что всё не просто так, не отпускает нас Сэйдозеро. За вёсла садится сам лесник, но даже у него быстро кончаются силы и оптимизм. Следующим цветным стёклышком является решение высадить нас на берегу, а самому грести к избушке и чинить там мотор. Правильное решение, и мы пройдём семь обещанных лесником километров налегке. Идём с удовольствием и предвкушением чего-то необычного, попутно вспоминая, что накануне у костра уже прозвучала эта цифра, семь. По описанию, это маршрут Саныча, именно по нему он водил свои группы. Ну что ж, это и к лучшему. Идти легко и почти не сбиваемся с пути. Тропинка то выходит на берег, то огибает болота, полуострова. Вспоминаем Саныча на привале и внутренне смеёмся над происходящим. Тут взгляд скользит по стволу дерева и вижу круглую, жёлтую, смотрящую на меня и улыбающуюся рожицу, смайлик. Это сверкнуло ещё одно стёклышко мозаики. А вот и вторая жёлтая рожица. Так, но нас же пятеро. Ищем остальные и находим все пять! Восторг! Мы расплываемся в улыбке даже шире, чем эти смайлики. Мы на правильном пути и торопимся продолжить его. И неожиданно выходим на полянку. Вот оно! Ещё одно место силы. Сомнений нет, достаточно одного взгляда на растущие на поляне деревья. Невидимая сила скрутила их в фантастические пружины. Закрываю глаза и вижу вспышки золотых точек, как на Нинчурте. Стоим, но не долго. Долго нельзя. Каждый видит и добирает сейчас то, что способен вынести. Идёт информация. Вот он завершающий подарок Сэйдозера! Спасибо, спасибо за всё!

Мы вышли с Сэйдозера через Ловозеро, холоднее и значительно большего по размерам. А дальше был короткий отдых в той же гостинице и обратный путь. Но ещё была удивительная встреча с американцем, совершенно не знающего русский язык. И одному богу известно, как он забрался в такую даль и за две недели пребывания в России увидел больше, чем иной русский за всю жизнь, совершив путь от Москвы до Мурманска.

А ещё была и фиолетовая трава, цветные облака и серебристое свечение от нас, побывавших в этой экспедиции. Но было и другое. Обида за бесцельно потраченное время на пустые разговоры, непонимание важности поездки и ценности каждой минутки. Мы ведь сами захотели в эту поездку, но где работа, где стремление к новому, необычному? Стоило проехать две тысячи километров, чтобы уйти с пустыми руками, разбазарив всё по пустякам. Не в спорах сплачивается группа, а в стремлении узнать новое, полной отдаче в работе, желании помочь друг другу! И спасибо Сэйдозеру за гостеприимство, подарки и уроки. Мы пили его воду и в нас теперь есть его частичка, у нас есть его знание и только от нас зависит, сможем ли мы увидеть во всём великолепии цветную мозаику, которое складывало оно вместе с нами.

Статью подготовил: Магистр Космоэнергетики  Храпов Николай Николаевич.

Свяжитесь с нами

E-mail:

c-aum@inbox.ru

Московская обл. гор. Талдом.